ЕЩЕ ЧУТЬ ЧУДЬ
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ | Патриотизм, русский национализм

Фоторепортаж Алексея Голубцова о том, как в глухом районе Архангельской области возрождается народ чудь

Народ чудь, существование которого зафиксировала 10 лет назад перепись населения 2002 года, возрождается медленно. Но верно: во время последней переписи 2010-го еще несколько десятков жителей глухого Верхнетоемского района Архангельской области записались в эту национальность

Текст: Дарья Юршина. Фото: Алексей Голубцов

Говорят, чудеса случаются там, где в них верят. В этом смысле возрождение древней чуди — дославянского населения русского Севера, от которого пошли многие первопоселенцы, чародеи и богатыри — чудо. Тем более что по одной из северных русских легенд «чудь белоглазая» и «дивьи люди», не желая креститься, в стародавние времена ушли под землю, да так и остались там жить.

Новая чудь вышла, однако, не из-под земли, а из Всероссийской переписи 2002 года: в Перечне языков и национальностей РФ ее записали под номером 351. Чего в этом больше — возрождения национального самосознания или игры с историей, вопрос открытый. Но нежелание кануть в века и бесследно исчезнуть у здешних жителей было самое искреннее...

Нельзя сказать, что от принятия судьбоносного решения повседневная жизнь обитателей деревень по реке Пинеге в ее верхнем течении и ее притоке реке Вые как-то круто переменилась. Она проходит все в тех же заботах, а районы, которые заселяет «чудной» народ, все так же труднодоступны. Например, в деревеньку Окуловская Верхнетоемского района, когда разливаются реки, попасть можно только бродом по старинным тропам через Пинегу.

Интерьеры домов и отношения супругов говорят о жизни в выйских и пинежских деревнях больше долгих рассказов. Две семьи в деревне Никитинская в домашних интерьерах
Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ
Еще одно отличие этих мест — язык: он исстари был непонятным, «чудным», чем объясняет название древней национальности еще одна народная легенда. Сейчас говорят вроде по-русски, но тоже — поди пойми:

— О, жонки, ишко-ты, ну и игрок, все игрокам игрок. Коль баско да дельно играт, хоть пляши. Помоложе была бы, сплясала, да частушку спела. Не играт, а пальчиками выщипыват.

...Совсем недавно вышла книжка уроженца деревни Окуловская Сергея Засухина «Самородное слово». В ней собраны комментарии более 1700 слов «чудинского» диалекта. Своими «чудскими» истоками он так гордится, что, кажется, ощущает больше связь с историей, чем с Большой Землей.

— А в общем брошены мы,— рассказывает Сергей Засухин.— Хотя связь-то есть со всем миром — телефон, электричество без перебоев и интернет.

Для детей, как положено, работают школы, а в день выборов в Госдуму привозили в деревню Окуловская «мобильный» избирательный участок .

Больше всего волнует Сергея проблема прироста населения. Слышал, что «чуди» в Пинежском районе около двухсот человек, но в их глухих краях молодежь рвется в город.

— Жизнь в наших краях, конечно, тяжелая,— признает Сергей,— но если это твоя Родина, то можно привыкнуть. А вот большой город полюбить нельзя: им можно разве что восхищаться...

Интерьеры домов и отношения супругов говорят о жизни в выйских и пинежских деревнях больше долгих рассказов. Две семьи в деревне Никитинская в домашних интерьерах
Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ
Часовня в лесу на дороге между деревнями Демьяново и Окуловская. Чтобы в трехдюймовых половых плахах протереть коленями такое, нужна не одна сотня лет
Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ
В деревне Хорнема постоянно живут три человека. Одна из них — Роза Багинская, в гости к которой пришел ее зять
Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ
Интерьер заброшенного дома в деревне Кудрина Гора. Картина, похоже, принадлежит кисти того же автора, что и в доме Ивана из Новинок
Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ
Интерьер Дом в деревне Зайцево. Это тоже очень типичный для здешних мест способ украсить свое жилище — фантики от конфет
Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ
В деревню Окуловская на один день приехал врач из Архангельска с флюорографическим кабинетом
Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ
А это деревня Новинки. Иван, только что вернувшийся с неудачной охоты, показывает картину, которая невесть сколько лет висит в доме, и очень оживляется, узнав, что она представляет коммерческий интерес. До этого он собирался ехать на заработки на стройки в Сочи. На кровати спит его отец
Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ
Одна из типичных деталей местных интерьеров: здесь телевизор и в XXI веке в диковинку
Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ
Деревня Окуловская и баба Ида, ее обитательница
Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ
В здешних краях в ходу все виды санного транспорта
Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ
Михаил, в отличие от большинства мужчин в деревне Гаврилово, имеет постоянную работу — он дизелист. Дежурство — посменно
Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ
"Я человек лесной",— говорит Валентина. При первой возможности она уходит в лес на охоту, рыбачит
Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ
Сергей Засухин, завклубом в Окуловской. На фото — посреди клубной танцплощадки
Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ
В здешних краях в ходу все виды санного транспорта
Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ
В здешних краях в ходу все виды санного транспорта
Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ
Деревня Окуловская и баба Ида, ее обитательница
Фото: Алексей Голубцов, Коммерсантъ
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1847502


23/02/2012

Copyright © 2012, Поморский центр публичной политики.
При использовании материалов сайта ссылка на www.pomorcpp.org обязательна.