Поморский центр публичной политики Поморский центр публичной политики
                   
  Домой О проекте Контакты Форум  
Анонсы / Календарь
Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Искать
Все события

Актуальные темы
 


Замечательная информация
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Яндекс.Метрика

Мысли про деревню // Урбанист и мыслитель Свят Мурунов записал свои мысли после 3-дневного семинара по развитию деревни в Архангельской области

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ | Сельское хозяйство, Деревня

Сохранить страницу

Святослав Мурунов // У меня крестьянские корни - по линии отца - прадед из деревни План (Пензенская область), мама из села Великая Рача (Радомышельский район), детство проводили с братом в деревне на Украине - косил, жал, молотил, молол, доил, пас )) жил до 5 класса у бабушки в Кузнецке в частном доме (баня по черному/угольное отопление/удобства во дворе/вся улица друзей). Плюс опыт нескольких дач, особенно в 90ые. Так что немного знаю деревенский уклад и жизнь на земле.

Был я давеча с семинаром в Архангельской области, и успел посетить следующие деревни — Карпогоры, Церково, Веркола (родина Федора Абрамова), Шардонемь, и рабочий поселок Ясный, о чем и хочу рассказать вам ))

по приглашению команды местных активистов проводили семинар (Поиск смыслов, что такое деревня в современной мире)

дорога до Карпогор (вечером от ресторана Север в Архангельске, что на речном/морском Вокзале) в микроавтобусе, со мной в микроавтобусе — девушка с ребенком (играет в телефон — смешно распаковывали аккумулятор почти полдороги), парень с сумкой (студент?) и девушка на переднем сиденье, знакомая водителя. Водитель забирал еще посылки в деревню. Дорога часа 4, в дороге спал, смотрел в темное окно, лес/снег/извилистая дорога и собирающиеся в колоны автомобили.
Карпогоры (ночью), деревенские улочки (сразу отличия от города) — мало знаков, улицы без тротуаров — аккуратные и большие поленницы.
Гостиница Пинежская Слобода (как оказалось здание строилось для молодых семей, но проект был неудачным — узкие окна) и приспособили под гостиницу. Чистая, городская;
Сам семинар
1 день — актовый зал, полный, человек 100, работали с перерывами на обед.
1 часть погружение в модель «3х слойная модель» впервые добавил разделительную линию деревня/город. Основную часть уделил культурам — крестьянская/советская/заводская(колхозная)/глобальная.
2 часть — творческая экономика (модель кооперации), не стал упрощать, посчитал что итак к деревни отношение снисходительное/жалостливое и надо с этим внутри бороться.
3 часть — практика — попробовали схему работы по группам. Родилась особенность деревенского продюсирования (многомерные продюсер сразу и проблемы выбирает и связи настраивает и партнеров ищет и себя позиционирует).
2 день — социальное проектирование. (Модель человеческого капитала и соцальных компетенций и технология вовлечения базовая).
практика — знакомство (делали без вопроса кто вы — чтобы должности не смущали участников)
проблематизация (самый важный блок) — проблемы/возможности и причины источники каждой из них
генерация идей (выбрали формат события и тему перезагрузка села)
проектирование (лидерство по запросу/как формировать сообщества под идею без назначения лидеров)
рефлексия участников

3 день экспедиция по разным типам поселений (сделать анализ и сформулировать ТЗ на исследование)

А теперь мысли, гипотезы, вопросы:
сложился пазл перезагрузки и понимания постсоветского — развивать надо не столько сам город, сколько связку город+деревни которые его сформировали. Развивать на равных, на диалоге. Советская власть с самостоятельными и самодостаточными крестьянами своими колхозами и коллективизацией сделала системную ошибку — оторвала от родовой культуры/лишила собственности и свободы, фактически сделала деревню частью города, с понижением статус (а с внедрением колхоза — частью слободской культуры — не думай — делай, за тебя все решим, твоя задача работать, и с развалом советской культуры, город перестал думать не только про свое будущее, он потерял полностью ответственность и за те деревни (ту социальную и культурную пойму) которые его сформировали.
История каждой деревни уникальна, особенно на севере где не было крепостного права, постоянно кого-то ссылали, кто-то сам приходил, передвигались вдоль рек племена и оседали рядом с другими, поэтому при таком смешение сформировались очень сложные культурные этносы.
Потеря самобытности (одна из главных проблем поднятых на семинаре) — это разрушение картины мира, где есть понимание что такое деревня и зачем она, какая она. Курсы северного говора (!)
Деревня разучилась думать про себя, хотя по отдельности каждый крестьянин/житель деревни — уникум, то есть нужно возвращать коллективное мышление, не только решение хозяйственных проблем но и поставок целей, обсуждение ценностей.
Деревня сложное социальное явление — да, людей мало, но каждый уникален, с характером (иначе в деревни и не выжить), и социальные/культурные/экономические/политические связи формируются постоянно. Политика разъединяет (примеры когда глава из одной, а предприниматели из другой партии формируют ненужные конфликты и блокируют развитие.

Необходимо помочь деревене отрефлексировать позицию жертвы (помогите нам/спасите нас/царь поможет/царь вспомнит про нас сиротинушек) и снова вернуться в самостоятельное состояние, думать и искать решения самим, не копировать город (тем более получается очень плохо — судя по рекламе/оттоку молодежи/праздникам сцена-шарики-салют-пластик-шашлык), деревне нужна новая роль и новые смыслы на базе своих основных ценностей;

Город соткан из деревень, деревня соткана из людей/природы и их совместной истории. Проектирование города сейчас это проектирование всей системы расселения. Как вернуть людей в деревню? Для начала нужен новый образ/новые смыслы деревни, конструировать совместно, конструировать через обязательный анализ советского периода (причем коллективизация/раскулачивание и 90ые годы) разложить через масштаб человека/деревни/города/региона/страны. Культурная перазагрузка — крестьянство это не столько сельское хозяйство, сколько особый тип взаимоотношений с природой и с друг другом (родовая кооперация, особые социальные практики — помочь, самость, быт, уход от суеты).

Гипотеза: деревня — источник базовой уникальной природы/опыта (сформированных природным и человеческим капиталом). Современная деревня это фактически фронтир цивилизации — все новое и все передовое должно начинаться там, деревня это постоянное исследование, и так как деревня плоская (горизонтальная), то этичность таких исследований и поисков будут максимально полезны и для других форматов территорий. Гипотеза: деревня это воспитание (проживание ценностей), именно образование через взаимодействие с природой может вернуть/передать человеку чувство сопричастности/ответственности.
Гипотеза: деревенская экономика это экономика сложного эмоционального/социального опыта (конструирование личности/опыта выживания/выхода из конфликтов/запуска творческого начала).
Столица (город для городов), город (город для деревень), пригород (деревня в городе), загород (город в деревне), дачное/коттеджное, деревня, село, поселок, хутор, околот; Надо переосмыслить каждый масштаб и выстроить новые связи/отношения между масштабами. Сейчас ресурсы скапливаются в местах концентрации смыслов и деятельности в крупных городах/столицах, нет движения этих потоков, нет обмена, постсоветское застоялось в мегаполисах и начинает тухнуть человеческий капитал — отправляясь в постоянные поиски себя.

Центр/ядро деревни сейчас это конечно краеведы/музеи — те, кто самостоятельно изучает историю, собирает артефакты разных культур и пытается развивать туризм.
Удивили и порадовали люди — давно так не было легко и весело и сложно с людьми. Про каждого можно фильм/книгу/историю. Каждый личность. Но! всем не хватает внимания и веры в себя. Советская система разделила и внедрила абсолютно городские урбанистические роли (чиновника/предпринимателя/активиста) — которые не учитывают всю многомерность деревенской жизни, фактически управление и взаимодействие по городским принципам и поставило деревню в уязвимое положение, лишило самостоятельности. Но природность (натурнальность среды) формирует живых людей — с настоящими эмоциями, с сильными переживаниями. Надеюсь через рефлексию и модерацию перезапустим самостоятельное мышление.
Одним из проектов генерированных самостоятельно стала игра «Деревня будущего», ближайший совместный проект перезапуск Петровской ярмарки, которая проходит традиционно как городская копия Сцена Шарики Салют. Попробуем творческую экономику и связи с городом отработать уже этим летом.
Замерим осенью как изменится картина мира и какие компетенции освоят на деревне. Измерим и упакуем потенциал каждого места, поищем инвесторов в развитие и новых крестьян.
Возможно что именно возвращение в деревню тех жителей города, которые считают себя крестьянами (грядочка/дача) через создание комфортных условий в деревне (особенно медицина — стоматология/педиатрия, и образование — садик/школа). Надо заново учиться проектировать деревню (неэффективные и закрытые практически везде огромные кирпичные школы — пример того что думать надо в деревени и решать сходом вопросы образования). Проекты школы на 10 человек вот реальный запрос, школы которая летом может стать лагерем на 30 для приезжих, или мастерской для тех кто решит остаться и заняться собственным делом. Дом Культуры на селе — это пожиратель и без того маленького бюджета — строился колхозом для постоянного удержания масс в едином поле. Сейчас нужны культурные семейный центры на 20-30 человека и летние площадки для фестивалей/ярмарок.
Вопрос канализации/освещения/раздельного сбора мусора на деревне необходимо проектировать сразу через альтернативу городу, то есть по-особенному, и с учетом местных особенностей, центральное отопление или водоснабжение это все городские системы которые для деревни избыточны и неэффективны, только крупный колхоз в годы когда ресурсы распределялись мог позволить себе централизованную инфраструктуру. Сейчас вопрос выживаемости и самоокупаемости деревни это сетевые модели? сомасштабные объекты (школа/библиотека/культурный центр/магазин/мастерская).

Экономика дачников/сезонная специализация современного крестьянина — Центр Смыслов и Компетенций (уникальная культура и формирование/развитие картины мира и передача/упаковка/разработка уникальных компетенций)
Деревня — фрондер постсоветской цивилизации, а роль города — упаковка технологий и развитие культуры с учетом конкуренции других цивилизаций. Задача города сейчас — оглядеться и провести ревизию, кому в городе плохо и кого и как отпустить в деревню (не выгнать и сослать, а отпустить/переселить), провести анализ из каких деревень формируется город и что город может сделать для деревни. какие функции вернуть в деревню и какие ресурсы передать/перераспределить.

Наблюдение: если в городе действия РПЦ часто разрушают городской диалог и посягают на общественные пространства без согласия, то в деревне церовная община и церковь становится иногда единственным сложным институтом развития (но опять же все зависит от людей — кто священник, какая община, отношения).

Еще: язык, северные народы — богатый язык, именно через говор накапливалась и сохранялась культура, нужны языковые курсы и лингвистические центра непосредственно на деревне, именно они могут стать новыми центрами самостоятельного мышления.
Песни/совместно пение как инструмент формирования коллективных переживаний и сообществ (очень популярны хоры/и именно хор — форма для родового/деревенского сообщества;
Идея: сочинить песни про исторические события — самораскулачивание/коллективизацию/развал совхозов/отъезд молодежи/возвращение городских и тп.
То есть использовать песню как инструмент рефлексии.

Мысли/идеи:
деревенский продюсер, архитектор ярмарки, деревенский бренд-менеджер, куратор, природовед.
Смешанные сообщества (ядро в городе/ядро в деревне), смешанная идентичность.
Погружение в крестьянскую культуру.

Новое крестьянство с гражданским мышлением.
(формирование картины миры и роли).

Гипотеза: переключение внимание с города захваченного колхозниками и микроимператорами и формирование устойчивых сообществ с культурой самоорганизации возможно плавный вариант перезагрузки и отпускания советского.
Но кто должен остаться в городе и сохранять/удерживать его идентичность от полного разрушения и девелопмента зачистки? — те, кто уже стал горожанами.
Гражданин — горожанин или крестьянин с государственными мышлением (понимает знает и участвует в управлении)

Как выпустить клапан перегрузки постсоветских городов, где все столпились в вертикальных муравейниках, потеряли смыслы и отдают свои лучшие годы на ипотеку?
Деревня может сыграть ключевую роль в проектировании новых городов (становится понятнее как исходя из первичных ландшафтов и условий формировать сеть расселения и выбирать место для центра/города локальной сети) Город как культурный хаб деревенских идентичной.

Разрушив/обнулив деревню в 90-ые государство окончательно разрушило крепостное право на деревне — там сейчас встречаются полноценные граждане — свободолюбивые/независимые — то есть полное игнорирование деревни привело в итоге ее к перезагрузке.
Пустота как начало всего, как вечный поиск.
Деревня это пустота, чистый лист — есть ты и поле/лес/река. Ты и никого, ты и соседи, ты и путник.
Город это наоборот многомерный выбор (не пустота), но нет места для самого себя, нужны особые места и практики для выхода в пустоту.
Основная ценность деревни — пустота/начало/тишина/чистота.
Но для человека важен баланс — в моменты поиска быть в пустоте, в моменты развития — в выборе. Город и деревня — способ примерить технологии и природу через каждого.
Опыт крестьянской жизни для горожанина как способ понять себя и найти свое место, опыт городской жизни для крестьянина как возможность развить себя, укрепить свой выбор, уточнить и завязать свои связи.

Город и деревня разные форы/разные цивилизации, нужны переходы/перемычки/культурные технологии.

Как будет выглядеть связь города и деревни, как обмениваться мыслями/идеями — Институт бродячих философов? социальное проектирование в крестьянской среде?
Своя система разделения труда (!)
Универсальная специализация — крестьянин может быть многомерным (врачом/пахарем/программистом) новые ремесла это не только традиции — это ардуино, воркшопы, нейросети, лендарт и тп);
Центры компетенций и центры смыслов — сезонные форматы упаковки опыта/обмена опытом.
Зимний университет (?) природный университет (деревня университет? деревня и эмоциум?)

Город может упаковать фольклор в новые виды деятельности (взял легенду — верни бренд и модель, взял фольклор — верни технологию и компетенцию), город может стать центром продвижения деревни (витриной/хабом/логистом/продюсером)

Идея для петровской ярмраки — совместное строительство павильонов — ярарка начинается с мастерской. Образовательная программа, + упаковка бизнес-моделей и инвестиционный форум (выпуск паев для каждого предпринимателя и открытие кооперативов).

запущен еще один поток размышлений по направлению к корням ))

 

https://vk.com/swqter?w=wall27789258_1652

Опубликовано: 26/03/2018
Просмотров: 1108
Комментариев 0
Вернуться назад
TOP: Свой взгляд
Другие

TOP: Мониторинг
Другие

Вопрос на понимание
03/06/2019
15/05/2019
13/05/2019
13/05/2019
Другие

Кейсы
Другие

Организации
 
 
 
 
 
(Показать все...)

Обращения
 
 
 
(Показать все...)
18+
Copyright © 2007-2019, Поморский центр публичной политики
Контакты: 8-911-550-45-32