Поморский центр публичной политики Поморский центр публичной политики
                   
  Домой О проекте Контакты Форум  
Анонсы / Календарь
Февраль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29  
Искать
Все события

Актуальные темы
 


Замечательная информация
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Яндекс.Метрика

Епископ Иларион: Нашими реальными партнерами и союзниками могут быть только католики

МИР | Религия, Церковь

Сохранить страницу

Епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев), представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, дал интервью газете Парламенского собрания Союза Беларуси и России "Союзное вече". Владыка, в частности, сказал:

О вере и пути к ней: Вера — это путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Первый шаг делает Бог, всегда и безусловно верящий в человека. Люди разные. Один, услышав слово Божие, готов принять его, а другой остается глух. Почему так, мне сказать сложно. Думаю, что помимо самого человека, его внутреннего устроения есть еще нечто, что называется «зовом Божьим».

Божий зов я бы уподобил стреле. Бог, как опытный охотник, ранит душу человека. Кровоточащая и незаживающая рана заставляет душу, забыв обо всем, искать врача. Таким образом, душа того, кто почувствовал зов, становится одержимой горячим влечением к Богу.

Иногда встреча с Богом бывает внезапной и неожиданной, иногда — подготовленной долгими исканиями, сомнениями, разочарованиями. Думаю, что не найти двоих христиан, которые бы пришли к Богу одинаковыми путями. У каждого что-то всегда свое. Тут нет проторенной тропы. Каждый должен пройти весь путь сам и обрести своего личного Бога, Которому мы говорим: «Боже, Ты — Бог мой!». Бог один и тот же для всех людей, но Он должен быть открыт мною и стать моим.

Есть люди, которые рождаются в верующей семье, воспитываются в церковном духе и становятся церковными людьми. Однако церковное воспитание — вовсе не гарантия того, что человек, когда вырастет, не станет, например, атеистом. С другой стороны, немало случаев, когда воспитывался человек вне христианской веры, а потом по каким-то причинам — или через интеллектуальный поиск, или через какое-то духовное переживание, или через какую-то жизненную катастрофу, или через какую-то сложную ситуацию — он все-таки становится верующим.



О чтении Библии: Часто люди открывают Библию не там, где надо. В Библии, как известно, две части: одна потолще, другая потоньше. Одна называется Ветхий Завет, а другая — Новый Завет. Вот с Нового Завета и следует начинать. Причем с Евангелия от Матфея. Можно пропустить первую страницу, где перечисляются имена предков Христа, и продолжать дальше.

Вот если вы прочитаете сначала Евангелие от Матфея, потом от Марка и от Луки — по содержанию они схожи, но имеют нюансы, — то получится, что вы трижды узнаете разными словами рассказанную историю жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа. Как бы с разных ракурсов посмотрите на нее.

Мне кажется, что любой непредвзятый человек, если начнет читать Библию, даже если он вначале и не поверит, что Христос воскрес, все равно почувствует глубину этой книги, ее содержательность, красоту слов Иисуса Христа и многое другое. Но самое главное, он поймет, что речь идет о живой совершенной личности. Ведь Христос пришел на землю не для того, чтобы были написаны Евангелия, не для того, чтобы оставить людям книгу нравственных поучений. Через Евангелие раскрывается сам Бог, ставший человеком. Это следует правильно понимать.

Изучив первые три Евангелия, дальше вы можете прочитать Евангелие от Иоанна, потом что-то из Посланий апостольских. По мере чтения вам будет открываться нечто сокровенное. Но я думаю, что за Ветхий Завет приниматься не надо, пока вы не прочитаете — и, может быть, не один раз — Новый.

Ветхий Завет читается по-настоящему с интересом, когда человек уже как бы включился в тему истории израильского народа. Ведь она — предыстория пришествия в мир Господа Иисуса Христа. Читатель увидит, как Бог готовил человечество к принятию Мессии.

Если изучать историю русского народа, то станет очевидным то глубокое и всестороннее влияние, которое Православная Церковь оказывала на формирование русской души, русской идентичности, русской культуры, искусства и духовности. Но мы не должны забывать, что христианство пришло на Русь из Византии, куда его принесли апостолы Христа. Христос воплотился в Иудее, он был евреем, апостолы тоже были евреями, между собой они говорили на арамейском языке. Поэтому история Боговоплощения как бы совершенно естественным образом вписывается в историю израильского народа. Корни ветхозаветные невозможно отсечь от христианского древа. Вот почему в конечном итоге необходимо знать не только Новый Завет, но и Ветхий Завет. Но начинать я советую все же с Евангелия.



К разговорам о кризисе христианства: Утверждать, что интерес к христианству в современном обществе пропадает, стал за последние годы слабее, — это некий стереотип, который в целом не соответствует действительности. Просто меняется качественный состав прихожан. Может, где-то их становится и меньше. Но где-то ведь и больше. В Австрии, например, уровень посещаемости католических храмов действительно падает. В то же время в Польше он с каждым годом растет. В России православные храмы тоже совсем не пустуют, в то же время в Греции, православной исконно стране, уровень посещаемости остается стабильным.

Никаких оснований нет полагать, что, например, в ближайшем будущем в церковь станут ходить меньше людей, чем сейчас. Конечно, нужна и миссионерская работа. В частности, многое зависит от того, насколько удачно мы сумеем построить мосты между церковью и обществом. Подчеркну еще раз: для православной церкви эти мосты особенно необходимы в силу характера нашей внутренней жизни, нашего богослужебного строя.

Неплохо, что церковь не навязывается людям. Вы идете по улицам православного города и можете быть спокойны, что вас не атакует какой-нибудь расторопный батюшка с религиозной литературой, какие-то листочки не станет совать в руки. Но, с другой стороны, церковь должна строить мосты между собой и внецерковным обществом. А, к сожалению, православную церковь в силу ее исторических и культурных особенностей от внецерковного общества отделяет широкая культурная пропасть. Преодолеть ее современному человеку — не только молодому, но и который, как говорится, в годах, — сегодня действительно нелегко.

О языке богослужения: Вот представьте себе: человек впервые заходит в православный храм. Пусть он прочитал Библию, оба Завета — прекрасно. Но он все равно еще человек не церковный, не знакомый с традицией, он даже не понимает, что у нас в храме читается и поется. Потому что богослужение совершается на языке, который не постигается с первого захода. И даже со второго, а порой и десятого… Я уже двадцать лет служу священником и как бы не чужд богословию. Однако существуют некоторые моменты в православном богослужении, когда я просто не понимаю слова. Что же требовать от человека неподготовленного? Не прошедшего специальную школу?

Проблему эту предлагают решать по-разному. Некоторые считают, что нужно перевести богослужение на русский язык, тогда все сразу начнут все понимать. Но я думаю, что не все поймут и далеко не все. Потому что помимо сложного древнего языка существует и другой немаловажный момент. Когда написаны богослужебные тексты? VIII век, IX, X… Кто писал? Византийские поэты, которые жили совершенно иными представлениями, нежели современные люди. Ассоциации, которые возникали в их умах, трудны, а порой и невозможны для понимания современников.

Однажды в одном из своих будапештских приходов я провел эксперимент. Во время Великого поста, когда читается покаянный канон Андрея Критского, в один из дней я прочитал его по-русски. Отметил для себя и сверил потом свое ощущение с прихожанами: понятнее от смены языка никому не стало. Потому что это настолько возвышенная поэзия, в которой только намеком говорится о каких-то библейских персонажах, чьи имена даже мы не знаем… В переводе на русский язык это не становится более понятным. Что я хочу сказать? Наша литургическая культура — очень богатая, интересная и глубокая. Но для ее понимания от желающих это сделать требуются значительные усилия.

О межхристианском диалоге: Я думаю, что христиане должны сплотиться. Это лучший ответ на любые вызовы.

Сделать это следует не только перед лицом каких-то возможных внешних угроз, но и прежде всего исполняя волю Христа о том, что его последователи должны быть едины. За нами 2000-летняя история Церкви Христа, которая, к сожалению, полна всяких разделений, схизм, расколов. Нельзя так жить дальше. На наших глазах произошло уврачевание раскола в Русской Церкви, который просуществовал аж девяносто лет! Все-таки разногласия и даже вражду, вызванную, кстати, политическими, а не церковными обстоятельствами, нам преодолеть удалось. Значит, можно воссоединить те церковные общины, которые в силу исторических обстоятельств оказались разделенными.

Если рассматривать христиан разных конфессий, например православных, католиков и протестантов, то я бы, наверное, выделил две темы: с одной стороны — православные и католики, а с другой стороны — протестантский мир. Здесь, на Западе, я говорю об этом постоянно, вызывая негативную реакцию со стороны протестантов.

Православная и католическая Церкви — это Церкви, которые ориентируются на сохранение традиции. У нас, например, существует апостольское преемство иерархии. А вот учения о таинствах в некоторых пунктах богословски расходятся между собой. Но во многом другом — скажем, в области нравственного учения и социальной доктрины — мы очень близки.

Мне кажется, вообще не стоит рассчитывать на восстановление полного общения в таинствах между православными и католиками. Разделение произошло почти тысячу лет назад и уврачеванию практически не поддается. Не уверен, что это будет возможно в перспективе земной жизни человечества. Но при этом, как мне кажется, ничто не препятствует уже сейчас наладить такой механизм сотрудничества и взаимодействия, который бы позволял нам и перед лицом внешних вызовов, и на уровне нравственного и социального учения совместно отстаивать традиционные ценности. То есть, иными словами, не объединяясь в одну Церковь, мы можем научиться действовать как союзники, как партнеры. Не как конкуренты, а именно как христиане, которые если и расходятся в каких-то богословских вопросах, то практически едины в подходах нравственных и социальных.

К сожалению, того же нельзя сказать о протестантах. Наши расхождения с ними, в том числе по нравственным и социальным темам, весьма значительны. Во многих протестантских общинах в течение последних нескольких десятилетий происходит радикальная либерализация нравственности. Те вещи, которые с точки зрения традиционного христианства являются непозволительными, с точки зрения либерального христианства оказываются едва ли не нормой.

 В некоторых протестантских общинах считают, что однополый союз может быть приравнен к браку. Придумали даже чин благословения однополых союзов. Есть такие протестантские общины, где в сан священника или даже епископа рукополагают практикующих представителей сексуальных меньшинств. Это не просто отступничество — кощунство! С таким радикальным искажением христианского нравственного учения ни православная, ни католическая церковь согласиться, конечно, не могут.

Мне вспоминается диалог с лютеранским епископом. Обсуждали вопросы биоэтики, дошли до темы абортов. Я спросил: можем ли мы в совместном документе записать, что аборт — это грех? Нет, оказалось, не можем. У лютеранских епископов более либеральный взгляд на эту проблему. Но если мы даже в таких, казалось бы, очевидных для христиан понятиях не можем достичь согласия, что же говорить о других проблемах? Расхождения настолько глубоки, что сравнимы с бездонными пропастями… Могу твердо сказать: нашими реальными партнерами и союзниками могут быть только католики. Хотя и среди протестантов встречаются люди, настроенные более консервативно, традиционно, а значит, упрощать ситуацию нельзя.

Постоянный адрес новости: http://www.regions.ru/news/Orthodoxy/2148064/

Опубликовано: 27/06/2008
Просмотров: 4065
Комментариев 0
Вернуться назад
TOP: Свой взгляд
Другие

TOP: Мониторинг
Другие

Вопрос на понимание
03/06/2019
15/05/2019
13/05/2019
13/05/2019
Другие

Кейсы
Другие

Организации
 
 
 
 
 
(Показать все...)

Обращения
 
 
 
(Показать все...)
18+
Copyright © 2007-2020, Поморский центр публичной политики
Контакты: 8-911-550-45-32