Поморский центр публичной политики Поморский центр публичной политики
                   
  Домой О проекте Контакты Форум  
Анонсы / Календарь
Январь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Искать
 
 
 
 
Все события

Актуальные темы
 


Замечательная информация
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Яндекс.Метрика

ТАКИЕ РАЗНЫЕ КОЗУЛИ // Мурманская область — культурная столица Арктики? Фактически новая филармония с самым северным в мире органом (40 регистров), с приездами Мариинки (почти её филиал), а рождественские козули — это мурманский бренд.

ПОМОРЫ | Культура, Традиции, КРЕАТИВ

Сохранить страницу

«Мурманская область – регион без преувеличения уникальный, даже для такой многообразной страны, как Россия. Граничащий с Финляндией и Норвегией, он сохраняет свои самобытные традиции, являясь лучшей иллюстрацией настоящего русского севера. А брендом самой Мурманской области, Кольского полуострова, в свою очередь, можно назвать знаменитые хлебные фигурки – рождественские козули.

О секретах изготовления и символическом значении козуль расскажут местные мастерицы. Еще одна легенда Поморья — это отважные мореходы, издревле покорявшие северные воды. Память о покорителях Белого и Баренцева морей запечатлена на уникальном памятнике — Аникиевой плите, изучением которой занимаются в Мурманском краеведческом музее. Наконец, Мурманск — это не только вековые традиции, но и современная классика. Недавно обновленная филармония области сегодня — это высококачественный звук, современное оборудование, специально построенный для нового здания орган, сыграть на котором мечтают лучшие музыканты страны«.


http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57225/episode_id/1516604/

 

Поморская-Почта Беломор : ТАКИЕ РАЗНЫЕ КОЗУЛИ


Те из читателей, кто вырос в старом деревянном Архангельске наверняка помнят, как перед Новым годом на заснеженных морозных улицах поморской столицы, у магазинов и на рынке, появлялись закутанные в пуховые платки продавщицы рождественских пряников.
«Покупайте-ко деткам козули, порато баски козули!» — взывали они на местном «соломбальском диалекте», предлагая прохожим чудесное новогоднее лакомство.
Такие разукрашенные разноцветной глазурью пряники, по поморски — козули, пекли в основном жители пригородного острова Соломбалы (в основном женщины из Кемского посёлка) в преддверии Нового года и Рождества. Порато баски, в переводе с местного наречия, значит — очень красивые.

Увы, давно уже нет того необыкновенного деревянного заснеженного города, и тех колоритных соломбальских продавщиц с полными козуль санках на улицах поморской столицы. Но на Архангельск вновь неотвратимо наступают рождественские праздники. А вместе с этим радостные хлопоты, подарки и, конечно, милые сердцу «баски козули». Эти привычные, с детства знакомые выпечные творения северных мастериц, вновь и вновь дарят нас своим незабываемым вкусом и ароматом. Впрочем, знакомые ли?
История козуль хранит немало тайн и загадок, как и весь наш поморский край. И, наслаждаясь сладко тающими во рту затейливыми фигурками, вспомним с благодарностью о далеких предках, подаривших нам такое чудо.

Известно, что первые козули на поморской земле появились много веков назад. В то время они представляли собой тестяные жгуты, сплетенные в причудливые извивы. В поморской говоре козуля — это змейка, завиток, спираль. За извитую, змееобразную форму древнее поморское печенье и получило свое название. Баски козули по поморски — значит красивые змейки, завитки.
Существует три вида козуль - объемные (напоминающие глиняные фигурки), козули-пряники и козули-печенье. Объемные козули пекли только в Холмогорском районе и на Терском берегу Белого моря. Традиция печь Холмогрские козули сегодня утрачена — они были выдавлены с рынка в середине ХХ века более нарядными (т.е. красивыми) архангельскими плоскими козулями.

В основном же козули — это плоская выпечка. В музее Холмогор сохранилась всего одна обломанная холмогорская козуля, похожая на... мамонта. Терским козулям повезло больше — архангельские пряники их не потеснили. Некоторые из них тоже напоминают мамонтов и каких то «змеев горынычей», но в основном — это вылепленные из теста саамские олени и поморские тюлени.
Стоит подчеркнуть, что деревенское плоское рождественское печенье — «черная козуля», (например Мезенская и Пинежская) тоже в корне отличается от знакомых нам архангельских пряников-козуль, украшенных цветной глазурью.

НОРВЕЖСКАЯ КАКА?
По мнению краеведов, архангельские пряники-козули появились тогда, когда населению международного морского портового города Архангельска стали доступны сахар и пряности (корица и гвоздика), завозимые из-за границы, то есть не раньше XVII века. Возможно, православными архангелогородцами этот рождественкий пряник был по-просту позаимствован у местных католиков и протестантов, проживавших в архангельской «немецкой слободе»? Любопытно, что точно такие же католические рождественские пряники со смешным для нас названием «кака» пекут в Норвегии и Швеции. Большой разницы неспециалист даже не заметит.

Архангельская расписная плоская козуля — это типичный европейский рождественский пряник, правда, с определённым русским северным колоритом. Впрочем, Архангельск — это ведь самый первый европейский международный город-порт России. Так что — здесь европейским духом пахнет с момента его основания. Отличия архангельских козуль от католических собратьев в том, что северные русские пряники традиционно изображали местные сценки: ненцев на оленях, деда Мороза, и пр. А название козуля (более благозвучное для жителей Архангельска, чем норвежское «кака») было заимствовано горожанами у деревенского чёрного обрядового печенья, которое с досюлишных (древних) времен поморы пекли на Рождество и Новый год в виде змеек и спиралей. Такой вот и получился архангельский симбиоз европейского пряника и поморского деревенского печенья.

ДОСЮЛИШНОЙ РЕЦЕПТ
Конечно, ни сахарная глазурь, ни пряности в далеком прошлом не были распространены в Поморье. Однако наши предки умели делать тесто сладким и без сахара! Для этого ржаное зерно (жито) сначала замачивали в воде и проращивали его в течение трех суток. При этом часть несладкого крахмала в зернах жита становилась сладкой. После проращивания зерно высыпали в широкие полотухи (берестяные корытца) и сушили в жарко натопленной печи. Затем мололи ручным жерновом, и в итоге получалась сладкая мука «рошша». Эту муку замешивали с небольшим количеством воды (или молока) и соли, а получившееся тесто раскатывали тонкими жгутами (примерно 5 мм в диаметре и длиной до 50 см). Затем хозяйка выкладывала жгуты теста на «лист» (так по- поморски значится противень) и начинала завивать их в спиралевидные фигуры. Далее заготовки выносили на холодную поветь (заднюю хозяйственную часть поморского дома) и замораживали. Замораживание козуль — обязательная часть ритуала их подготовки к выпечке. Перед тем как поместить замороженные козули в натопленную печь, их на секунду поочередно окунали в кипяток. Благодаря этому они начинали блестеть, словно облитые глазурью.

КОЗУЛЯ К БОГАТСТВУ
Интересно, что своей формой древние спиралевидные мезенские козули очень напоминают змей и знаменитые соловецкие лабиринты. Возможно, что и то, и другое — эхо древнего протопоморского культа. До последнего времени при завивании спиралей из теста каждая хозяйка произносила особые магические пожелания, которые держались в строгом секрете. Стоит отметить, что у поморов существовал культ «жировой» змеи (слово «жиро» по-поморски означает не жир, а богатство). Наши предки-поморы считали, что осенью жировые змеи ищут себе место для зимовки, и там, где они зимуют, можно обрести удачу, разбогатеть.
Кстати, о древнем поморском печенье в виде свернувшихся в спираль змеек упоминает и Степан Григорьевич Писахов, живо интересовавшийся всеми разновидностями этого своеобразного ремесла. Именно он впервые в своем рассказе о козулях написал о том, что при завивании козуль мезенски жонки (т.е. женщины по поморски) произносили добрые пожелания. Съешь козулю — пожелание сбудется! Не отсюда ли возник писаховский сказочный сюжет про морожены песни, где поморские слова замораживались?

СЛАДКА СКАЗКА
Древнее мастерство сегодня не только живет, но и активно развивается. В этом можно убедиться, посетив выставку козуль, с 1976 года регулярно проводимую государственным музейным объединением «Художественная культура Русского Севера». Удивительно ли, что фантазии знаменитого сказочника до сих пор вдохновляют творцов козуль? «Баня в море», «Апельсин» — в этом году. «Яблоней цвел» — в прошлом. Впрочем, и на свои придумки козульны мастерицы споры. Обильны образами творения Татьяны Дмитриевны Малишавы. Чудны птицы Валентины Михайловны Саблиной. Наталья Яковлевна Матонина дивит гостей выставки своими колокольчиками — не плоскими, а настоящими, в объеме. Добродушны, душевно открыты солдаты Валентины Дмитриевны Коваевой. Да разве все перечислишь! У каждой представленной фигурки — своя душа, свой характер. Впрочем, приходите - увидите сами.

БАСКО МАСТЕРСТВО
Мне удалось побеседовать с Вадимом Николаевичем Рыкаловым, известным мастером-козульщиком. Вадим Николаевич - помор потомственный. Козулями начал заниматься давно, помня вкус их по детским воспоминаниям. Перебрал немало рецептов, пока не подсказала нужный безвестная старушка-мастерица из Соломбалы. По его мнению, козульное дело, прежде всего, требует отдачи души. Именно в этом счастье мастера — поделиться с другими своей радостью и умением. Уже подготовка к процессу изготовления козуль дарит козульщику непередаваемый душевный лад.

От этого ощущения во многом зависит будущий вкус теста, вымешиваемого около получаса. Еще до начала готовки учесть надо многое — сорт муки, качество сахара. Другое содержание клейковины в муке, или сахар плохо очищен, и вся работа пойдет насмарку. Ну и, конечно, навык играет роль, например, поймать момент в пережигании сахара. Чуть больше — будет горчить, чуть меньше — тесто получится невкусным, бледным.
Очень важно хорошо проморозить заготовку, тогда и мука в тесте ровнее разойдется, и специи аромат отдадут. Мастер свои козули морозит по три недели. А уж разрисовка после выпечки — бескрайнее поле для разлета мечты.

КОЗУЛИ И ТЕТЕРЫ
Понятно, что большая часть продаваемых под Новый год козуль представляет собой лишь слабое подражание изделиям мастеров. Как и любое творчество, козульное дело не терпит потока. Тем не менее, нельзя пройти мимо возможностей, таящихся в этом историческом промысле. Прежде всего, к привычной дате продажи козуль могут быть добавлены еще две столь же традиционные.
Дело в том, что изначально ржаные спиралевидные козули пекли осенью (из зерна нового урожая), и хранили их вплоть до мартовского весеннего солнцестояния. Этот день (21-22 марта) в древности почитался как истинный Новый год (Новий Рок у восточных славян, Нарăс у чувашей, и Новруз у многих тюркоязычных народов. Также он отмечается под местными названиями на других языках).
Праздник этот в главных мировых религиях (иудаизме и его ответвлениях — христианстве и исламе) считается языческим, но полностью запретить его власти не могут. Например, Новруз празднуется почти всеми тюркоязычными народами, несмотря на неодобрение и даже запреты духовных лидеров. Это день равноденствия — равенства дня и ночи; начало сезона роста и процветания.
И вот что интересно: оказывается, каргопольские змеевидные козули — здесь их называют «тетеры» (древнее слово к птицам отношения не имеет) — до сих пор пекут именно к этой дате — 21-22 марта.

С распространением христианства наши предки перешли на юлианский календарь, и Новый год стали праздновать в сентябре. При Петре I этот православный праздник отменили и стали отмечать по Григорианскому календарю. А обычай печь козули перешел на декабрь.
Как бы то ни было, можно не сомневаться, что опыт наших славных предков, приумноженный фантазией сегодняшних мастеров, подарит людям ещё много красивых рождественских пряников и радостных эмоций.
С Новым годом и Рождеством!

Алексей Овсянников

С фото на:

https://vk.com/id385735958?z=photo385735958_456239921%2Fwall385735958_879

Опубликовано: 06/01/2018
Просмотров: 69
Комментариев 0
Вернуться назад
TOP: Свой взгляд
 
 
 
 
Другие

TOP: Мониторинг
 
 
 
 
Другие

Вопрос на понимание
18/01/2018
17/01/2018
15/01/2018
11/01/2018
Другие

Кейсы
 
 
 
 
Другие

Организации
 
 
 
 
 
(Показать все...)

Обращения
 
 
 
(Показать все...)
18+
Copyright © 2007-2018, Поморский центр публичной политики
Контакты: 8-911-550-45-32